?

Log in

No account? Create an account

Блог Игоря Курляндского

Записки историка советской эпохи


Previous Entry Share Next Entry
Клиническая балабановщина. «Груз-200» как антисоветский и античеловеческий памфлет.
igorkurl

(предупреждение: мнение автора Журнала может не совпадать с мнением читателей))))

Груз-200 – самый «одиозный» фильм Балабанова, самый отвратительный и самый страшный. «Этого никогда не должны были снимать!» - такое приходится слышать, в том числе от людей, совсем неплохо разбирающихся в искусстве. Я соглашусь с ним: «Да, никто и никогда!» И добавлю: «кроме Балабанова».

Кто был самый большой «антисоветчик» в российском кино? «Груз-200» дает четкий ответ: Балабанов.

Балабанов ненавидел советский строй. Ненавидел с такой яростью, как никто из режиссеров нашего кино. Ненавидел мстительно. И эту свою ненависть он выразил в этом фильме, - с той же яростью, на какую и был способен этот великий художник. Во взятом после выхода фильма интервью с Леонидом Парфеновым Балабанов так высказался о Советском Союзе: «беспросветная жуть это и мерзость это была, а никакой не великий и могучий». И еще: «те времена — даже страшнее, чем сегодня. Сегодня хоть есть богатые и бедные. А тогда была жуть всеобщей нищеты и повальная ложь издыхающего коммунизма — поверх всего эта официальная идеология. Сегодня-то царит цинизм, который в чем-то честнее, в нем какая-то своя правда есть. А тогда был уж полный беспредел». http://www.gruz200.ru/press/parfenov/

Конечно, историки могут поспорить с этим ощущением художника. Но Балабанов тонко чувствовал гнилость и мерзость, скрываемую за лживыми речами и парадными рапортами, за фасадом бесконечной официальной лжи об успехах и построении самого справедливого в мире общества, эту распространившуюся везде коросту цинизма и отчуждения. «Груз-200» - мир гниения и распада. Точно таким же миром гниения и распада был для Балабанова поздний, застойный СССР. И утрированно-некрофилический «Груз» в 2007 г. - запоздалое на 20 лет сведение с этим миром счетов. Но сведение в основе своей – честное и справедливое.

Год событий, которые разворачиваются в фильме, - 1984-й, - выбран гениально. Это год утопии Оруэлла, но в данном контексте уже по-советски. Год безысходности и беспросветного Черненко. Год бессмысленного афганского истребления наших ребят по преступной воле старцев-вождей («Только в наше захолустье за это время 26 гробов пришло, Артем, 26! Груз-200 называется. А по всей стране что делается?»). Год, когда гнило всё с головы и когда, казалось бы, не было надежды на перемены к лучшему.

Некоторые хулители (и ленты, и режиссера) обвиняли его в «клевете на СССР». Дескать, Балабанов взял нравы постсоветского социального распада 90-х и искусственно «пересадил» их в позднюю Советию. Не соглашусь, - эти авторы судят по своим интеллигентским кухням и столичным тусовкам тех времен. А жуткие медвежьи позднесоветские углы в провинции начала 1980-х, с их дикостью, местными «князьками» и беспределом, им, вероятно, не ведомы. Но ведь такие и фигурируют в фильме. Да, режиссер сгустил краски. Это не реалистический фильм, а памфлет, с условным безумным сюжетом. С невероятными для того времени некоторыми ситуациями. Но кино - с глубокой художественной правдой распада общества и человека.

«Груз – 200» - это также и античеловеческий памфлет. Но автор тоже имел на него право. Балабанов не был мизантропом, каким изобразил его в своих неуместных «поминальных» стишонках Дмитрий Быков. Балабанов любил людей, но любил по-своему, любил через ненависть. Он ненавидел их падшесть, истребление в них духовного и человеческого, и говорил об этом языком своего острого и злого кино, говорил и о расчеловечивании, показывая (как и иные русские классики) те бездны, в которые может упасть человек. Он однажды назвал своих героев «уроды-люди» и, думаю, искренне хотел, чтобы люди уродами не были.

«Груз-200» - кино не для всех и совсем не для всех.

И нравится мне этот фильм только отчасти.

В фильме много сарказма, черного юмора, в нем замечательные образы (чего только стоят Лесничий Серебрякова и вьетнамец Скрябина, научный атеист, Маньяк и его ведьма-мама, секретарь обкома партии – типичная мелкая гнида), есть и великолепные диалоги.

Из фильма (Лесничий и профессор научного атеизма)

«- Есть Бог.

- Нет.

- А что же тогда есть?

- Есть движущаяся материя…

- А душа, душа есть?

- Нет, души тоже нет.

- Значит, Бога нет, души нет, а есть сознание и материя. Тогда откуда все взялось? Сознание, например.

- Пустой разговор это. Существует теория Дарвина, ее в школе проходят...

- Пришел, не обижай хозяев. Мы к тебе со всей душой. Хоть у тебя ее нет».

«-Вот ты коммунист.

  - Да, я член КПСС.

- Чем ты хвастаешь? Вы своей партией, своим Лениным хотите Бога заменить. Вот вам всем!

…………………

- Бога нет, значит все позволено. Вам миллионами можно убивать. А я по малолетке одного пацана убил в драке… Мне десятку строгача. Бог мне не дал промолчать, не сознаться (чтобы не подумали на других). А вы Бога хотите отменить и науку для этого придумали.

- А моральные нормы регулируются экономическими отношениями… Все возникло из табу. А 10 заповедей, которые записаны в Ветхом Завете, возникли задолго до появления этой книги.

- Правильно. Бог нам дал эти заповеди. Их только позже записали.

………

- А у тебя не классовое сознание? Херню всякую несешь, души детские развращаешь, чтобы колбасу эту жрать».

(Мама Маньяка – привязанной жертве):

« - Лежишь? Журик мой с работы приехал. Он у меня работает много. У его работа очень трудная. Сейчас он покушает и к тебе зайдет».

Гениально.    



  • 1
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1919
"Познал я из своего опыта, что в этой жизни люди разделяются на две категории. Третьей не существует: или в одной будет, или в другой. Итак, одна категория людей подобна мухе. Муха имеет следующую особенность: летит всегда и садится на все грязное. Например, если в саду много благоуханных цветов и в углу сада животное сделало нечистоту, тогда муха, пролетая по прекрасному саду, пролетит над цветами и не на один из них не сядет. Только когда увидит нечистоту, тогда сразу спустится и сядет на неё и начнёт копаться в ней, наслаждаясь зловонием, возникающим от ворошения, и не может оторваться.

Если бы ты её поймал, и она могла говорить, и спросил, не знает ли она, где здесь розы, то та ответила бы, что не знает, что это такое. «Я, — скажет, — знаю, где есть помойки, туалеты, нечистоты животных, столовые, грязь». Одна часть людей похожа на муху. Это категория людей, которая научилась думать и искать злое, не зная и не желая никогда стоять в добре.

Другая категория людей похожа на пчелу. Особенность пчелы — находить и садиться на красивое и сладкое. Скажем, например, что в помещении, полном нечистот, кто-то поставил в углу лукум. Если принесём туда пчелу, она будет летать и нигде не сядет до тех пор, пока не найдёт лукум, и только там остановится.

И если бы ты поймал эту пчелу и спросил, где есть помойки, она скажет, что не знает. Скажет: «Там есть гортензии, там розы, там — фиалки, там — мёд, там — сахар, там — лукум» — и, вообще, будет знатоком всего доброго и не будет иметь совершенно никакого понятия о всём злом. Добрые помыслы и думают, и видят хорошее.

Когда по улице идут два человека, принадлежащие к этим двум категориям, тогда, придя на то место, где некий третий сделал «по нужде», человек первой категории возьмёт палку и станет ковырять нечистоты.

Но когда пройдёт другой, второй категории, похожий на пчелу, то постарается найти место и прикопать их землёй, чтобы не почувствовали другие прохожие зловоние, исходящее от грязи...» "

Его фильмы не про СССР, не про Россию. Не про жизнь. Они никакого отношения к действительности или к конкретной среде не имеют. ВСЕ фильмы Балабанова -- про одиночество.
Не было бы Союза -- тот же фильм был бы снят с американскими героями, или с немецкими, не суть... Он бы то же самое про беспросветную жуть сказал бы о той стране, которая его сформировала. Реалии не играют тут никакой роли, это глубочайшая внутренняя боль, личная трагедия человека, что и нашло отражение во всех его героях.
Главное, что он пытался найти выход. И он его нашёл. Но только не в кино.

  • 1