?

Log in

No account? Create an account

Блог Игоря Курляндского

Записки историка советской эпохи


Previous Entry Share Next Entry
«Церковная» часть «заговора» в ОРЛП Сиблага 1937 Архиепископ Иннокентий (Летяев). Ч.1. Биография.
igorkurl

.Инноктент

Архиепископы: Иннокентий (Летяев) (слева) и Иннокентий (Ястребов).

 

По «делу» об «офицерском заговоре» в Орлово-Розовском пункте Сиблага НКВД (ноябрь-декабрь 1937 г.) проходил также иерарх Русской Православной Церкви, архиепископ Харьковский Иннокентий (Летяев) (1881-1937).

В миру Иннокентий Иванович Летяев родился 7 июля 1881 г. в г. Бийске Алтайской губернии в семье священника. В литературе встречается, наряду с 1881-м, и «1882», как дата рождения будущего владыки. Теперь по материалам следствия можно уточнить дату его рождения.  В 1907 году, учась в Казанской Духовной Академии, он был пострижен в монашество с тем же именем, что и при рождении, - «Иннокентий» (вероятно, имя было им взято в честь знаменитого миссионера и просветителя, святителя Иннокентия (Вениаминова) Московского (1797-1879), с правнуком которого и моим прадедом Иннокентием Ивановичем Вениаминовым судьба его свела в 1937 г. в сибирском лагере и в одном и том же последнем групповом расстрельном «деле»)  и рукоположён в инродиаконы. 

В 1909 г. о. Иннокентий , заканчивая учебу в академии, был рукоположен в иеромонаха. Темой защищенного им кандидатского сочинения стал «Опыт калмыко-русского богословского словаря. (По трудам А.М.Позднеева «Новый Завет» на калмыцком языке)». Такой выбор темы позволяет предположить, что будущий иерарх интересовался вопросами миссионерства среди малых народов Империи.  Одним из близких людей к Летяеву еще в годы учебы академии стал знаменитый в то время миссионер и выдающийся иерарх Русской Церкви Мефодий (Герасимов) (1856 – 1931), - в 1894-1898 гг. епископ Бийский (викарий Томской епархии), в 1899-1912 гг. епископ Забайкальский и Нерчинский, в 1912-1914 гг. епископ Томский и Алтайский, в 1914-1920 гг. архиепископ Оренбургский и Тургайский, в 1922-1931 гг. архиепископ, затем митрополит Харбинский и Маньчжурский С 1893 г. – он возглавлял Алтайскую духовную миссию, а с 1905 г. – Забайкальскую.  О личности и деятельности владыки Мефодия будет сказано ниже. В 1913 г. отец Иннокентий был рукоположен в сан архимандрита и назначен заведующим Иркутской церковно-учительской семинарией (преподавателем которой был в 1909-1911 гг.), а также  настоятелем Князе-Владимирского монастыря в г. Иркутске. С 1914 г. – он заведующий Александро-Николаевской церковно-учительской школы в Полтавской губернии и одновременно настоятель церкви во имя преподобного Сампсона Странноприимца, сооруженной на месте Полтавской битвы. В 1918г. стали повсеместно закрываться духовные учебные заведения,  и тогда о. Иннокентий поменял место своей службы: он был назначен в распоряжение Тульского епархиального архиерея, а в 1921 г. хиротонисан во епископа Клинского, викария Московской епархии, став при этом одним из ближайших помощников Святейшего Патриарха Тихона. Когда в мае 1922г. Патриарх Тихон был заключен под домашний арест, он  поручил управление Московской епархией Преосвященному Иннокентию (Летяеву). В 1922 г. верность владыки Иннокентия Церкви подверглась серьезному испытанию: он уклонился в обновленческий раскол,  примкнув в «Союзу церковного возрождения» и побыл обновленческим "епископом Екатеринославским". В июне 1923 г. Святитель Тихон, после известного компромисса с властью, освободился из тюремного заключения и повел решительную борьбу с обновленческим расколом. Принеся покаяние, владыка Иннокентий (Летяев) в том же году воссоединился с РПЦ,. 15 октября 1923 г. он был назначен епископом Ставропольским и Кавказским, в 1924 г. – епископом Витебским. В биографии владыки в базе новомучеников на сайте ПСТГУ отмечается его выдающуяся роль в борьбе с обновленчеством:  «Уже 6 сентября 1924 года в Витебской Никольской батальонной (железнодорожной) церкви Витебское духовенство и многочисленные верующие торжественно встречали епископа Иннокентия (Летяева), который за короткое время снискал любовь и уважение православных Витебска. Его приезд повлек за собой массовое возвращение духовенства Витебска из обновленчества. За исключением кафедрального Николаевского собора все храмы города признали власть Патриарха Тихона. Переход из обновленчества в Православие ранее отпавшего от церкви духовенства сопровождался всенародным покаянием последнего, после чего храмы окроплялись епископом Иннокентием святой водой.  Но уже к ноябрю 1924 года епископ Иннокентий (Летяев) проживал в Москве… После смерти Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года епископ Иннокентий подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). Возможно, что это стало причиной ареста владыки Иннокентия и заключения его в Бутырскую тюрьму в 1925 году.»  В 1926 г. епископ Иннокентий освободился и после недолгого занятия Краснодарской и Кубанской кафедры был выслан в Белгород. После освобождения из ссылки он был назначен в 1927 г. - сначала епископом Ростовским, викарием Ярославской епархии (пробыл на этой кафедре только месяц), затем епископом Подольским, викарием Московской епархии. С 1932 г. он – епископ Владимирский.  Далее последовало восхождение в степени духовного служения. В 1934 г., продолжая управлять Владимирской епархией, владыка Иннокентий был возведен в сан архиепископа и стал членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). 5 февраля 1935 г. иерарх получил свое последнее назначение, став архиепископом Харьковским. (http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu6fOqieeKhseWd60W9dS9jdO6UW8qhfeeZfS8ceG06ce0hfe8ctmY*; http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%         ED%EE%EA%E5%ED%F2%E8%E9_(%CB%E5%F2%FF%E5%E2)

В кривом чекистском зеркале допроса в г. Мариинске на «следствии» 1937 г. послереволюционный период его пастырской жизни был изображен «контрреволюционной деятельностью»:

 «Вопрос: Каким образом вы были вовлечены в организацию Адамовичем?

Ответ: Прежде чем ответить на этот вопрос, я должен сказать, что я являюсь выходцем из семьи служителя религиозного культа и воспитанник архиепископа Мефодия Герасимова.

По протекции Герасимова я в 1909 году окончил духовную академию. По...(нрзб.) еще в духовной академии постригся в монахи. По окончании духовной академии я занимал ряд ответственных верховных должностей и затем стал архиепископом. Мои политические взгляды начали формироваться в монархической среде студенчества духовной академии, а, окончив академию и заняв руководящее положение в церкви, я стал убежденным монархистом. Таким образом октябрьскую революцию я встретил враждебно и затем оставался преданным тихоновскому течению. Я до настоящего времени, как архиепископ, пользуясь влиянием среди духовенства и религиозного населения, вел активную борьбу с советской властью». (Л. 66, 66 об.).  

Вполне вероятно, что октябрьскую революцию иерарх действительно встретил враждебно, а, по своим политическим убеждениям, был монархистом, как и многие представители епископата, но дальнейшая его «активная борьба с советской властью», которая якобы продолжалась до его ареста в 1936 г. – обычная для таких «дел» клишированная выдумка «следствия». Показательна обозначенная в протоколе допроса принадлежность владыки к «тихоновскому течению», то есть к каноническим структурам РПЦ, - по версии «следствия», это предполагало его враждебность к советскому строю.

  МЕФ250px-Metody_(Gierasimow)

Митрополит Харбинский и Маньчжурский Мефодий (Герасимов).

На допросе владыки Иннокентия в Мариинской тюрьме 27 ноября 1037 г. следователя, начальника 3 отдела УГБ УНКВД по Новосибирской области старший лейтенант госбезопасности И.И. Колесникова, особенно интересовали его прошлые связи с духовным наставником юности митрополитом Харбинским и Маньчжурским Мефодием (Герасимовым). Такая связь была настоящим «подарком» для «следствия», утверждавшего, что мнимый «офицерский заговор» в Орлово-Розовском пункте Сиблага НКВД, - как и другие подобные лагерные «заговоры» - инспирированы Харбинскими белоэмигрантскими политическими кругами и особенно Харбинским отделом РОВС.  Владыка Мефодий, эмигрировавший в 1919 г. вместе с белой армией и возглавивший по просьбе митрополита Антония (Храповицкого) в 1922 г. Харбинскую епархию действительно был связан с белоэмигрантскими кругами и поддерживал отношения с созданным в 1924 г. Харбинским отделом РОВС, входил в его состав. Но связи с духовными лицами в закрытом Советском Союзе были для Харбинского владыки, как и для иных зарубежных владык, трудны. Если им удавалось передать о себе «весточки» бывшим товарищам по служению, то такие, если оказывались в распоряжении чекистов, могли стать для адресатов материалом обвинения против них. Так вероятно произошло с архиепископом Иннокентием (Летяевым).  Фрагмент допроса владыки Иннокентия о его отношениях с митрополитом Мефодием (Герасимовым) после эмиграции последнего имеет смысл привести полностью:

  «Вопрос: К вашим обязанностям в организации мы вернемся. Дайте следствию показание, где в данное время находится архиепископ Мефодий Герасимов? (Так оказывалось, что следователь и начальник отдела УГБ Колесников, ведущий «громкие» лагерные дела о «заговорах», связанных с белой эмиграцией в Харбине, не знает, что владыка Мефодий скончался в 1931 г. и интересуется его местонахождением, а также не знает, что он  не «архиепископ», а митрополит, - И.К.).

Ответ: Перед разгромом Колчаковской армии архиепископ Мефодий находился в Свияжеске, затем с остатками Колчаковской армии эмигрировал в Харбин. Как мне известно, в Харбине он скончался, - кажется, в 1930-е годы. (Ответ показывает состояние человека в лагере, ученик и друг покойного владыки не помнит точного года его смерти, - И.К.).

Вопрос: Что Вам известно контрреволюционной деятельности в Харбине архиепископа Мефодия?

Ответ: До его смерти мне ничего известно не было. После смерти я из газет узнал, что Мефодий в Харбине входил в РОВС и представлял в этом Союзе духовенство России. Он принимал активное участие через духовенство в Советском Союзе в организации контрреволюционных формирований с целью свержения Советской власти. (Л. 67 об.).

Из дальнейшего протокола допроса видно, что подобный ответ не удовлетворил следователя, и он стал добиваться показаний о «заговорщических» связях владык Иннокентия и Мефодия по существу. И подследственный признал, вероятно под нажимом, факт такой связи с эмигрантом-иерархом  в виде письма, полученного им в 1928 г.

«Вопрос: Вы говорите неправду. Вы были связаны с Мефодием и получали его указания, исходящие от РОВС о развертывании крвй работыю Дайте по этому поводу исчерпывающие показания! (Обращает внимание, что требование в допросе «дать показания» сопровождено восклицательным знаком, - видимо, чтобы обозначить рвение добивающегося правды от «врага народа» «честного» следователя, - И.К.).

Ответ: Я говорю правду и повторяю, что о контрреволюционной деятельности  Мефодия в РОВС я узнал из газет.

(И далее в том же ответе следует резкое изменение показаний. Владыка Иннокентий вдруг начинает, - в противоречии с записанной выше фразой, - рассказывать требуемые следствием «факты» о «контрреволюционной деятельности» владыки Мефодия и об их «преступной» связи, - И.К.).

Не отрицаю, что в 1928 году я, состоя Ставропольским архиепископом, получил одно письмо от Мефодия, но на это письмо я не ответил, боясь ответственности. (Следует отметить неточность в показаниях подследственного. Епископом Ставропольским и Кавказским владыка Иннокентий был с 15 октября 1923 г. по 2 сентября 1924 г. Таким образом, в протоколе допроса оказались неверно названы: сан допрашиваемого в то время (архиепископ вместо епископа) и год. Указанным промежутком времени и надо датировать полученное им письмо от владыки Мефодия, если сам факт получения этого письма тоже не был выдуман «следствием» или если допрашиваемый не перепутал занимаемую им кафедру, - И.К.).    

Вопрос: Что вам писал в этом письме Мефодий?

Ответ: Письмо было получено через почту, естественно многое (?) в этом письме Мефодий написать не мог.  Письмо носило семейный характер, однако должен признать, что в этом письме Мефодий в завуалированной форме дал мне понять, что сидеть... (нрзб) руководителем (?) нельзя и надо действовать, развертывая контрреволюционную работу против Советской власти.

Вопрос: Вы эти указания Мефодия выполнили?

Ответ: Да.

Вопрос: Что вами сделано по этим указаниям?

О: Моя контрреволюционная деятельность против советской власти, о которой я сказал выше, явилась результатом выполнения этих указаний Мефодия. К тому же должен признать, что, вступая в контрреволюционную офицерскую повстанческую организацию в лагерях, я выполнял завещание Мефодия, - не останавливаясь ни перед чем, вести борьбу с соввластью». (Л. 68, 68 об.).

Так фантазия чекиста Колесникова превратила якобы полученные владыкой Иннокентием в частном письме в 1926 г. «контрреволюционные указания» в «завуалированной форме» (!) в целое «завещание», которое обвиняемый иерарх «выполнял», - в том числе и тогда, когда его заключили в лагерь. Любопытны обстоятельства «дела» 1936 г., по которому архиепископ Харьковский Иннокентий (Летяев) подвергся репрессии и оказался в Орлово-Розовском пункте Сиблага НКВД. 26 июня 1936 года он был арестован Харьковским областным Управлением НКВД и помещен в Харьковскую тюрьму N 2. В личной УСК владыки Иннокентия указано и его место жительства до ареста «г. Харьков, Еленинская, 19» и место его священнослужения: «до заключения служил в Казанской церкви. 1, 5 года». (Л. 61). Он обвинялся в «антисоветской агитации среди церковников» и «хранении антисоветской литературы». Под последней фигурировала найденная у него при обыске книга известного религиозного философа С.Н. Булгакова. 27 декабря 1936 г. Особым совещанием НКВД владыка был приговорен (все приговоры этого органа были заочными) к пяти годам ИТЛ. Таким образом срок его заключения истекал в 1941 г. http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu6fOqieeKhseWd60W9dS9jdO6UW8qhfeeZfS8ceG06ce0hfe8ctmY*; Л. 61, 62.).

В протоколе допроса этот факт биографии владыки был изложен кратко: «в 1936 г., работая (! – И.К.) харьковским архиепископом, за свою контрреволюционную деятельность был разоблачен и осужден на пять лет исправительных трудовых лагерей.» (Л. 67).

(Продолжение следует).