?

Log in

No account? Create an account

Блог Игоря Курляндского

Записки историка советской эпохи


Previous Entry Share Next Entry
«Церковная» часть «заговора» в Орл-Роз п. Сиблага НКВД. Епископ Дометиан (Горохов). Ч.1. Биография
igorkurl

 ББК737px-Canal_Mer_Blanche

Труженики Беломоро-Балтийского канала, на котором работал в 1932-33 гг. з/к Дмитрий Васильевич Горохов, - запрещенный в служении епископ Русской Православной Церкви Дометиан (Горохов).

 

 

  В числе мнимых «участников» «офицерского заговора РОВС» в Орлово-Розовском пункте Сибага НКВД, по делу о котором проходил и мой прадед Иннокентий Иванович Вениаминов, значился бывший епископ Арзамасский и викарий Нижегородской епархии Дометиан (в миру Дмитрий Васильевич) Горохов  (1879-1937). Биографические справки сообщают, что   

ДОМЕТИАН (ГОРОХОВ) Труды Литература Использованные материалы

ррррро93к1у90шооооргпир родился он в с.Илек (Илек-Кошары?) Белгородского уезда Курской губернии (ныне это Ракитянский район Белгородской области). В следственных материалах значится, что он «уроженец с. Подол Курской области». Социальное происхождение – сын учителя. В 1910 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия (в протоколе допроса владыки указан 1909 год) и назначен помощником инспектора. В 1911 г. Гороховым была издана богословская работа “К вопросу о предмете христианской апологетики и о предмете христианского богословия вообще”. В академии он стал магистром богословия. Тема защищенной в 1914 г. Дмитрием Васильевичем магистрской диссертации была «Буддизм в сравнении с христианством». Из материалов следствия видно, что Горохов совмещал инспекторскую должность в академии с преподаванием в частной гимназии Киевского округа, а с 1915 по 1917 гг. служил в царской армии. Из протокола его допроса на следствии по его последнему «делу» 1937 г.:

«Вопрос: Ваша служба в царской армии и чин?

Ответ: В царскую армию я был призван в 1915 году и учился в бывшем Николаевском училище, которое окончил в 1916 году и получил чин прапорщика и служил при этом училище до 1917 года.

Вопрос: Чем вы занимались после Октябрьской революции?

Ответ: После демобилизации из армии в 1917 году я вернулся в Киев и поступил снова в духовную в качестве помощника инспектора, где служил до 1920 г. (записано ошибочно, Киевская духовная академия была закрыта в 1919 г. – И.К.). После этого до 1925 г. учительствовал, а в 1925 г. выехал в Москву и постригся в монахи в Покровском монастыре» (л. 75).

Разумеется, для «следствия» 1937 года тот факт, что бывший архиерей был еще и прапорщиком царской армии, позволял его «крепче» привязать к «офицерскому заговору».

Про отца Дометиана известно, что в период между 1925 и 1928 гг. он стал иеромонахом Покровского монастыря в Москве, и его деятельность в этом сане встретила положительны    й отзыв в знаменитом «Дневнике инока» архимандрита Вениамина (Милова) (1889-1955), исполняющего тогда обязанности наместника монастыря, - в будущем епископа РПЦ. В записи его дневника от 18 апреля 1928 г. читаем: «С моей болезнью совпала усиленная проповедническая деятельность в монастыре магистра богословия иеромонаха Дометиана (Горохова), впоследствии епископа Арзамасского. Может быть, в целях завоевания популярности он проявлял завидную неутомимость в благовествовании слова Божия. Напряженная работа его на ниве проповеди Евангелия скоро была замечена властью, и он, к удивлению прихожан, неожиданно подвергся аресту сроком на четыре месяца. Взяли его в тюрьму, по-видимому, вместо меня и обвинили в помощи Преосвященному Гурию по упорядочению монастырской жизни, тогда как соратником епископа Гурия был, собственно, я.». (http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1023#part_6323).

1 августа 1928 г. о. Дометиан был хиротонисан во епископа Арзамасского, викария Нижегородской епархии. Эту кафедру он возглавлял три года до своего первого ареста в 1931 г. Сохранилось письмо без даты Зам. Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) епископу Дометиану, относящееся к периоду времени занятия им Арзамасской кафедры, которое свидетельствует о наличии некоторых трений между ними:

«Преосвященнейший Владыко!

Моя сестра пишет мне, что благочинные Арзамасской епископии начинают присылать ей деньги, собираемый по приходам на содержание иерархии и др. суммы, подлежащие отсылке в Е[пархиальный] Совет или в Патриархию.

Покронейше прошу Вас теперь же отменить это распоряжение, поставившее мою сестру в крайне не удобное и даже ответственное положение какого-то казначея Арзамасской Епископии. Ни я не давал сестре таких полномочий, ни сама она не выражала желания иметь их. Да и вообще во всех отношениях нелепо вмешивать родственников в дела служебные. Будьте добры предписать благочинным направлять все суммы в Н[ижегородский] Е[пархиальный] Совет.

В Нижнем я пробуду, вероятно, еще с неделю. Собираюсь в Москву числа 5-го или 6-го.

Прошу ваших молитв. Вашего Пр[еосвященст]ва покорнейший слуга, М[итрополит]Сергий». (Священник Илия Соловьев. Неопубликованные документы из архива митрополита Сергия (Страгородского)/ Церковь и время.Научно-богословский и церковно-общественный журнал Номер 3 (52) Июль-Сентябрь 2010, http://www.mospat.ru/church-and-time/302).

Вероятно, владыка Дометиан пользовался в Арзамасе авторитетом, как духовный пастырь, что нашло свое искаженное преломление в кривом зеркале следствия НКВД 1937 года. На допросе о своем викариатстве он рассказывал следователю так:

«Вопрос: Расскажите о Ваших преступлениях против советской власти, в том числе и о том, за которое отбывали наказание в лагере?

Ответ: Должен сказать, что воспитан я был в духовной среде и, будучи по своим политическим убеждениям монархистом, я с ненавистью и злобой относился к советской власти. В 1928 году, получив назначение епископа в г. Арзамасе, я получил большую возможность развернуть широкую контрреволюционную работу против советской власти. В г. Арзамасе и ближайших церквях и монастырях я объединил вокруг себя все духовенство, в том числе попов, монахов, монашек и так называемый "церковный актив" из числа верующих фанатиков, обрабатывал их в ненависти к советской власти и необходимости борьбы с ней. В районе Арзамаса в момент моего пребывания созданная мной группа в числе 20 человек вела среди населения активную к-р. повстанческую агитацию. В 1931 году власти обратили на нас внимание, и все активные участники нашей организации, в том числе и я, были арестованы и осуждены. Я был осужден по ст. 58-10,11 УК к 8 годам лишения свободы.» (Л. 75 об.). 

К этому фрагменту допроса следует  заметить, что в ряде имеющихся в интернете биографических справок о владыке Дометиане фигурирует «1932 год», как дата его осуждения и ареста, - но «1931 г.» в этой связи также повторен и в имеющейся в материалах дела его учетно-справочной карточке и в анкетных данных допроса:  1931 г. осужден по ст 58-10,11 и 152 на 8 лет, отбывал 3 года, досрочно освобожден.» (Л. 74). Здесь ошибка. 1931 г. – дата ареста владыки и его «подельников». Сам суд над епископом состоялся 23 сентября 1932 г. Очевидно, что владыка проходил по сфабрикованному чекистами групповому Арзамасскому делу «церковников» в качестве руководителя так называемой «контрреволюционной» организации, раз он называет на допросе 1937 г. и ее число в количестве 20 человек. Как «контрреволюционная повстанческая агитация», могла интерпретироваться обычная пастырская деятельность, а также духовное ненасильственное сопротивление сталинской политике коллективизации и «раскулачивания». К сожалению, никаких данных о деле «арзамасских церковников» 1931-32 гг. пока не обнародовано (или такие документы до сих пор не доступны исследователям). В числе набора статей УК РСФСР, по которым был осужден владыка Дометиан в 1932 г., помимо обычных «контрреволюционных», значится еще и 152-я., для церковного служителя это было очень тяжкое обвинение. Сама эта статья изложена так:

«152. Развращение малолетних или несовершеннолетних, совершенное путем развратных действий в отношении их, -

лишение свободы на срок до пяти лет» (http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81_%D0%A0%D0%A1%D0%A4%D0%A1%D0%A0_1926_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0/%D0%A0%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_05.03.1926)

 Конечно, надо сообразовываться с тем, что подобные факты (как обвинение в педофилии) могли и выдумываться ведущими следствие чекистами, чтобы представить такого врага, как иерарх Русской Церкви, в наиболее омерзительном свете и скомпрометировать его среди священноцерковнослужителей и мирян. Тем не менее, такая информация, - независимо от ее правдивости, - после ее обнародования на «суде» над владыкой стала предметом церковного разбирательства. 

3 октября 1932 г. над епископом Дометианом состоялся заочно церковный суд, результате которого он был лишен права занимать архиерейские кафедры и приговорен к трехлетнему запрещению в священнослужении (по 3 октября 1935 г.).

Приведем постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу епископа Дометиана Горохова (от 3 октября 1932 года за № 130):

«Слушали: Рапорт Горьковского Епархиального совета на имя Преосвященного Заместителя от 30 сентября 1932 года за № 624 следующего содержания. "Судебный процесс о Преосвященном Дометиане 18 сего сентября закончился - Преосвященный осужден на 8 лет строгой изоляции. Дело показывает, что и высшая церковная власть не может оставить виновного епископа без суда церковного. Поэтому Епархиальный совет необходимым считает ознакомить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и Патриарший Священный Синод со всем делом, для чего и пересылаем вырезки из "Нижегородской Коммуны" за 14 сентября № 214, за 18 сентября № 218 и за 20 сентября № 219".

Постановили: 1. Принимая во внимание, что хотя епископ Дометиан и понес наказание за свои политические преступления со стороны государственной власти, но на суде еще выяснились его преступления против целомудрия, в которых он сам сознался, признать, что церковный суд не может оставить настоящее дело епископа Дометиана без своего суждения и что каноны церковные требуют лишения его сана; но, имея в виду невозможность в настоящее время вызвать епископа Дометиана к церковному суду, применить к нему предсудебную меру: запретить епископа Дометиана в священнослужении впредь до рассмотрения его дела церковным судом.

2. Принимая во внимание общий церковный соблазн, произведенный делом епископа Дометиана , теперь же отрешить его от кафедры епископа Арзамасского.». http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_357

30 ноября 1933 г. это решение было смягчено синодальным определением: "...имеющийся в деле и заслушанный материал, хотя и устанавливает блазненное поведение епископа Дометиана в отношении к женскому полу, но не заключает в себе определенных данных к обвинению его в самом акте любодейства...  Не лишая епископа Дометиана (Горохова) священного сана, признать его отселе неправоспособным к занятию архиерейских кафедр и, продолжив до трех лет (по 3 октября 1935 года) наложенное на него запрещение в священнослужении, ношении архиерейской мантии и панагии, поручить епископа Дометиана по месту его жительства особому наблюдению епархиального архиерея.» http://drevo-info.ru/articles/17478.html

Видимо, членам Синода удалось получить новые данные по делу епископа Дометиана (наверное, от него лично) и отвести чекистские наветы. Так, обвинений в педофилии и даже в актах любодейства в синодальном определении 1933 г. нет, и, подтвердив  трехлетнее прещение в архиерейском служении, за ним оставили священный сан.

С 1932 г. епископ Дометиан находился на строительстве Беломоро-Балтийского канала, в 1933 г. он был освобожден досрочно, - очевидно, как многие выжившие «ударники» этого канала, и тогда смог представить в Синод митрополита Сергия объяснения по своему «делу». Местом жительства владыки Дометиана стала Рязань, с 1934 г. он служил там в Скорбящической церкви. На допросе в 1937 г. его жизнь после освобождения была изложена так: 

«Отбыв наказание 3 года на Беломорканале (записано ошибочно, в 1933 г., после окончания строительства канала, владыка был освобожден, отбыв всего в заключении два года: год в тюрьме и год на канале, - И.К.) , я был досрочно освобожден и уехал в г. Казань (ошибка записи в протоколе допроса, правильно "Рязань" - И.К.), где жил без определенных занятий, занимаясь систематически контрреволюционной агитацией, за что снова был в 1936 г. арестован и осужден по ст. 58-10 УК к 3 годам лишения свободы, который сейчас и отбываю в лагерях» (Л. 76).  

В октябре 1935 г. запрещение занятия архиерейской кафедры для владыки Дометиана закончилось, но он продолжал находиться в Рязани, не получая нового назначения и служа в местной церкви. Это и называлось на чекистском языке «жить без определенных занятий». 28 августа 1936 г. владыка был арестован.  Особым совещанием при НКВД СССР 2 декабря 1936 г. епископ Дометиан был осужден «за контрреволюционную деятельность»  на три года исправительно-трудовых лагерей. В его лагерной учетно-справочной карточке значится, что заключенный был «оформлен в распоряжение Сиблага». Он был отправлен в лагеря Сиблага из Сырзанской тюрьмы 3 января 1937 г. и "прибыл (в) Орлово-Розовской пункт 15 июня 1937 г." (Л. 71 об.).

(Продолжение следует).